Есть одна очень интересная игра, в которой все её участники (взрослые и дети)
непременно выигрывают. Бонуса два: разделённая друг с другом радость общения
и яркие, запоминающиеся, а главное, живые фотографии. Название этой игры –
детская репортажная фотосъёмка. Правила этого увлекательного действа просты.
Вот они:
Создавайте моменты
«Лови момент!» - девиз фотографа. Но заветное мгновение можно ждать долго и, так
и не дождавшись, уснуть, например. Не изящнее ли сначала создать яркие сюжеты, а
потом их сфотографировать? По-моему, это не только проще, но и интереснее!!! Тем
более, когда речь идёт о фотосъёмке детей.
Максимально ярко дети раскрываются в игре, спортивных и творческих занятиях,
общении, обучении (конечно, речь идёт об игровом обучении, а не о зубрёжке). Во
время таких любимых ими видов деятельности малыши выражают самые
непосредственные, неподдельные эмоции. Вам остаётся их только сфотографировать.
Включайтесь в игру
Фотографируя
играющих детей со стороны, можно получить интересные снимки. Но если вы станете
участником игры и будете фотографировать её как бы изнутри, с точки зрения её
участника, то и ценители ваших фотографий смогут увидеть детей так, как будто
сами играют с ними. А это очень интересный ракурс. Чтобы фотоаппарат не мешал
такой игровой фотосъёмке, научитесь фотографировать навскидку, очень быстро.
Современные фотокамеры позволяют это делать, благодаря быстрой скорости
автофокусировки и большому разрешению матриц на цифровых камерах. Как количество
мегапикселей связано с оперативностью во время фоторепортажа, спросите вы?
Напрямую! В погоне за моментом вы можете не тратить время на выстраивание кадра
композиционно, а сделать это после фотосессии при обработке фотографий,
например, в программе Photoshop, скадрировав снимок заново (обрезав лишние
фрагменты изображения). Это можно будет делать уже не спеша, учтя все законы
композиции.
Сделайте фотоаппарат участником игры
Дети
реагируют на фотокамеру по-разному. Помню, однажды маленькая девочка,
испугавшись одного только вида моего профессионального фотоаппарата (большого и
черного), со всех ног побежала к маме, спрятавшись у неё под «крылышком». Иногда
дети смущаются, чаще начинают позировать, что ещё хуже. В отличие от взрослых
малыши прекрасно проявляют эмоции непосредственно (неосознанно). А вот когда они
пытаются изобразить что-то мимикой и пантомимикой намеренно, получается, как
правило, гротескно, натянуто.
Итак, со смущением, страхами и позёрством надо бороться! Как? Очень просто!
Станьте интереснее фотоаппарата, захватив всё внимание детей своей персоной,
предлагаемой вами игрой. Если у вас получится сфокусировать всё их внимание на
этом, то сам процесс фотосъёмки автоматически станет для всех её участников
чем-то второстепенным, как бы превратится в фон. Интересно, что элементы такого
подхода можно использовать не только в фоторепортаже, но даже и в постановочной
портретной фотосъёмке. Так, например, снимая портрет, я закрепляю фотоаппарат на
штативе, готовлю его к съёмке и начинаю разговаривать с ребёнком, сидящим
напротив меня о его любимых играх, блюдах, друзьях, мультфильмах, мечтах…
Короче, подойдёт любая тема, которая цепляет моего маленького собеседника. Я
почти целиком погружаюсь в наш разговор, за исключением указательного пальца
правой руки. Он фотографирует:)
Беспроигрышный вариант – сделать фотоаппарат частью игры, например, прятаться за
него и выглядывать. Дети ухахатываются, а вы снимаете. Всем хорошо! Если контакт
с ребёнком уже хорошо налажен, играем с ним в эмоциональные прятки. Выглядывая
из-за фотоукрытия, показываем малышу каждый раз новую эмоцию. Если он её
зеркалит, значит, вы находитесь на одной волне взаимодействия с ним. Можно не
сомневаться, что в этом случае фотосессия удастся на славу!
Организуйте групповые взаимодействия
Гармоничное
взаимодействие нескольких детей в игре или другой деятельности – мечта детского
фоторепортёра. Но наличие группы детей не является гарантией успеха. Скованность
во вновь сложившихся группах и пресыщенность от общения друг с другом в
компаниях знакомых – две распространённые крайности. В первом случае, мы
коллектив сплачиваем. Психологи знают, что телесный контакт способен быстро
пробить барьеры в общении. Поэтому в психологических тренингах столько
прикосновений. Но не заставлять же нам детей обнимать друг друга?! Конечно, нет,
потому как есть игры, в которых они это будут делать с удовольствием. Например,
игра «Поезд». Кто будет паровозиком? А теперь вагоны, быстро цепляйтесь к нашему
локомотиву! Крепко-крепко держитесь, чтобы в дороге не оторваться. А теперь
покажите мне, как поезд гудит! Да разве так гудят? Поднимайте руку, как я! Взяли
ладошкой ручку нашего гудочка (воображаемую, конечно). Ту-ту!!! Поехали! Какие
станции встретятся на нашем пути? Да какие хотите. Я люблю фотографировать детей
на станциях «Прыгалки», «Обнималки», «Пряталки», «Рисовалки»…
Драйва в знакомую компанию могут добавить соревновательные моменты. Например,
задача: сфотографировать детей, изучающих географическую карту. Скукотища! А на
карте изображены зверушки всякие, рыбки, птички. Затеваю с группой детей игру
«Кто быстрее всех найдёт …». Всё, эффект достигнут.
Ломайте застой креативом
Если событие, которое надо фотографировать, проходит вяло, а его участники никак
не могут раскрепоститься, то ситуацию можно переломить какой-нибудь неожиданной
выходкой, фотографическим хулиганством. Однажды я снимал детский День рождения в
магазине, продающем игрушки-полуфабрикаты. Дети должны были своими руками
сделать себе мишек, наслаждаясь этим захватывающим процессом. Но как-то веселья
не получалось. Видимо, наложились друг на друга сразу несколько неблагоприятных
для детского праздника факторов: компания малознакомых детей, новая территория,
сонный аниматор и т.д. И вот уже всё подходило к завершению, дети оформили
свидетельства рождения своим мишкам, посадили их в коробочки в виде домиков и
скучали. Фотосессия завершалась, так и не успев начаться. Ни одного удачного
снимка! А что снимать было? Лица детей, выражавшие полную отрешенность? И тут
меня пробило. Я привлёк внимание детей, просунув палец в окно одной из
коробок-домиков, и как завоплю на весь магазин: «Ой-ой, меня мишка за палец
ущипнул». Дети начали кататься со смеху, умоляя повторить. Моя фотовспышка едва
успевала перезаряжаться (я работал тогда с отраженным от потолка светом). За 10
минут я перевыполнил план двухчасовой фотосессии по удачным снимкам. Да и дети
оттянулись на славу. После этого прорыва психологической плотины они начали
общаться друг с другом, играть, смеяться.
Помните о главном
Фотосъёмка детей в игре, особенно когда ты сам включен в неё, очень
захватывающий процесс. Даже погрузившись в него с головой, всё же необходимо
помнить о двух важных задачах. Первая – это забота о безопасности всех
участников процесса, в том числе и психологическая безопасность (предотвращение
детских конфликтов, страхов, личностного дискомфорта). Ну и, конечно. не сбить с
ног ребёнка во время передвижения, не ударить фотоаппаратом, не наступить. Это
должно работать на автомате. И второе, о чем необходимо помнить: несмотря на то,
что процесс общения с детьми такой интересный и захватывающий, получая безмерное
удовольствие от общения и игры с ними, не забывать их… фотографировать!
Фотографировать, играючи!
© Губарев Игорь Николаевич